Фото: Лена Белова
С 5 по 10 июля во Владивостоке состоится четвёртый Тихоокеанский международный фестиваль современной драматургии «Метадрама». Посмотреть программу и купить билеты можно на сайте Театра молодёжи.
Первая «Метадрама» состоялась в мае 2018 года и объединила театры из Владивостока и Хабаровска. В 2019 году фестиваль стал международным: зрители познакомились с пьесами российских и зарубежных драматургов, а свои спектакли показали коллективы из России, Малайзии и Кореи. В этом году Владивосток снова ждут 5 дней погружения в мир современной драматургии: читки, эскизы, спектакли, перформансы и лекции.
«Метадрама» – совместный проект Приморского краевого театра молодёжи и приморского постдраматурга Виктории Костюкевич. Вика — автор фестиваля и его программный директор. Мы задали ей несколько вопросов о том, какой будет «Метадрама-2022», почему люди становятся драматургами и как быть с цензурой.
— Что интересненького посоветуешь на фестивале? Куда сходить, что посмотреть?
— Большинство показов будет создаваться прямо во время фестиваля, поэтому заранее говорить невозможно, да и зачем? Эскизы — всегда вещь живая, за несколько дней может случиться создание, а может и нет. Вообще, процессуальность — это важная часть самой идеи фестиваля. Зрители отдыхают, а в это время актёры, режиссёры, драматурги работают, чтобы было, что посмотреть. Будут и готовые спектакли: «Отцы. Невыдуманные истории» театра «Эскизы в пространстве». Спектакль «Квадрат» привезёт «Плохой театр». В этом году к нам приезжают режиссёры, которые специализируются на детско-подростковых постановках.
— Действительно, в программе этого года многое посвящено теме перехода из мира детства в мир взрослых. Почему ты решила сделать упор на это?
Взрослые себя дискредитировали, не хотелось в этом году иметь с ними ничего общего. Единственные, для кого я хочу и могу работать — это дети и подростки.
— Традиционно на фестивале есть участники из других городов и даже стран. Кто будет в этом году?
— Второй раз онлайн и в третий раз на «Метадраме» вообще выступит команда художников из Куала-Лумпура, они очень клевые. А ещё в этом году прилетит драматург из Минска Костя Стешик.
— Как ты придумала «Метадраму»?
— Шесть лет назад я начала делать читки во Владивостоке. Я тогда не могла связать двух слов, общаясь со зрителями на обсуждениях. Со временем люди привыкли и ко мне, и к текстам современной драматургии, а я придумала сделать фестиваль и предложила Театру молодёжи. Игорь Селезнёв согласился, и понеслось. Фестиваль – это работа очень многих людей, все в театре работают, никто не сидит без дела. Иногда у меня ощущение, что меня за это недолюбливали актёры и службы. Но постепенно все втянулись и появилось стойкое ощущение, что «Метадрама» того стоит.
— Что ты можешь сказать о местном зрителе? Как он принимает современные пьесы?
Зритель нормально принимает. Я видела, как читки проходят в разных городах нашей страны, и наши зрители очень любопытные. Я их за это очень уважаю. Для зрителей мы ведь всё это и делаем. Странно было бы собираться без них. Владивосток не обычный город на краю страны, он особенный, и люди тоже особенные у нас.
— С каждым днём всё сильнее давит цензура. А современная драматургия, со всей её остротой и болью, как нам кажется, цензуры совсем не терпит. В связи с этим вопрос: не считают ли современные драматурги себя некими «бумажными архитекторами»?
— Сейчас такое время, что каждый драматург (как и любой художник современного искусства) сам выбирает, как ему двигаться. Многие уезжают. Это тоже выход. А те, кто остался, сами решают, как им двигаться. Время настолько ни на что не похожее, что все еще только адаптируются. Мои тексты и раньше были опасными, а теперь совсем.
— Твои тексты занимают призовые места на фестивалях, по ним ставят спектакли в Москве: в Центре Вознесенского и на других площадках. Например, в июне в Театре.doc пройдёт читка твоей пьесы «Страна Вась», а недавно художник, драматург и режиссёр Екатерина Августеняк поставила эскиз по твоей новой пьесе. О чём этот текст?
— До сих пор думаю, о чём он. Но узнаю про это чаще из отзывов. Последний текст нельзя выкладывать в сети, поэтому я шлю его тем, кого знаю. И они мне говорят, про что мой текст.
— Уже сложно представить шорт-лист «Любимовки» без твоего имени/псевдонима. Как драматурги «Любимовки» работают с современной мировой драматургией? Кого читают, как переосмысляют?
— Переосмыляют всё. Реально вот вообще всё.
— Как ты пришла к драматургии? Это ведь в каком-то смысле очень оригинальный выбор. Потому что все хотят быть писателями, поэтами. А драматургами… Кто хочет быть драматургами?
— Стихи я сочиняла всегда, но нигде их не выкладывала. Десять лет назад я прочитала книгу «Цветы для Элджернона» и решила написать текст, села писать, поняла, что проза — это сложно, а диалоги вроде проще выходят. Так и определился жанр. Меня всегда вдохновляют чьи-то книги. На «Страну Вась» вдохновил «Улисс». Есть такие книги, которые читаешь и думаешь: божечки, я все понял. Садишься и пишешь своё, а оно потом даже не особо похоже на оригинал. На «Рашен лалабай» про путешествие через время меня вдохновила книга «Сто лет одиночества». Всегда есть какая-то книга и песня, которые живут с тобой, пока работаешь.
— Твои пьесы особенны тем, что они очень поэтические. Из чего и как они рождаются?
— Из желания и протеста. В последнем тексте я протестую против того, чтобы люди делали больно другим людям.
— Топ-3 лучших драматургов России?
— Евгений Гришковец, Иван Вырыпаев, Василий Сигарев.
— Почему Викентий Брызь?
— Викентием меня друзья зовут, а Брызь — это выдумка.
— Каким видишь будущее театра и драматургии во Владивостоке?
Будущее я вижу только радужным, никаких попыток цензуры. Вижу, что однажды станет легко всем. Мечты о будущем — это единственное, что не даёт сегодня упасть и сложить руки. Вот бы дожить.