Море слов владивостокской поэзии


Даниил Гончаров

Фото: Жанна Махно

«В свободное от работы время снимаю кино и читаю о нём лекции на разных площадках. Первые стихи написал в детском саду, системно пишу их с 15 лет. Это мой способ понять свои наиболее сильные переживания и справиться с ними. Комфортнее всего чувствую себя в любовной лирике. А ещё в темах одиночества и смерти».

Комментарий составителя.

Как бы красиво ни звучала фраза «Поэт – это состояние души», реальность такова, что поэзия для этих самых душ – скорее хобби. Сделать поэзию профессией пока тяжеловато. А значит, времени на занятие словесностью у поэта остается не так много. Возможно, поэтому так часто от молодых начинающих авторов можно услышать: «пишу по вдохновению». Вдохновение – чаще всего утопия для тех, кто занимается литераторством время от времени и абы как. И однозначно хорошо, когда профессия поэта как-то связана с литературой и творчеством.

Режиссерская деятельность Даниила, вне всякого сомнения, отразилась в его поэзии. Каждое стихотворение – последовательность эпизодов, запечатленных на камеру (все они легко визуализируются), смонтированных весьма смело в произвольном порядке, и эта последовательность очень четко подчинена какой-то одной идее. Например, разрушающийся в бомбежке город – метафора развоплощающегося сознания героя в стихотворении «Сливаться легонько с обычностью». Или пример монтажной склейки в «Моем городе»: туристы-китайцы – детство героя – рынок, где он бывал с мамой – Гоголь и принцип камешка.

Кира Король
***
Когда я утрачу связь
с мифом,
судьба станет иеро-
глифом.
Повиснет лозой на губах
слово,
суда приплывут без у-
лова.
Всегда были только две
вещи –
я буду меж них пере-
бежчик – 
Стрела попадает в миф
и мимо.
Швы расползутся не-
зримо,
и я не узнаю лиц,
строчек,
и выберу путь оди-
ночек.

Судам без улова не
рады.
Под осень – 
банкрот вино-
градарь.

Наверное, ветер создал помеху.
А может, стрелку было просто к спеху.
***
Нарву черёмухи и буду жив ещё
немного. Разве май не для того?
Пока весна не выставила счёт,
я буду ставить всё на одного.

Он стойко сдюжит синеву небес,
раскрывшихся, как взорванный патрон.
Его рука не выпустит эфес,
и разве что не оловянный он.

Бомбардировка трелями скворца,
огонь из всех лучей по темноте – 
таким вещам не видит он конца,
хотя всегда конечны вещи те.

С толпою слиться, верить в нищету
души, извилистой и честной слишком уж,
ему не по душе. И для него в порту
волна блестит и вьётся, словно уж.

Но всё же та, с которой был апрель
намёком на продолженный сюжет,
проиграна без права на дуэль.

Я сделал ставку, ставок больше нет.
***
Положите тёплые ладони
мне на голову, как будто она – птица
со сломанным крылом.
В перьях, потрёпанных непогодой,
уже никакого прока,
даже если их высушить феном.
Можно кормить её жирными мыслями,
выкопанными из мокрой земли,
спрятать подальше от кошки,
посадить в коробочку с газетой и сеном,
налить водички, которую она прольёт.
Я люблю свою птичку,
и я верю, что она полетит
уже через несколько дней.
***
Давай возьмём на души грех – 
задушим ветер к чёртовой матери,
убив голубей и бабочек.
Устроим ревизию морю – 
зачем ему волны и рябь?
Пускай оно никогда не меняется.
Пускай семена никуда не летят,
а звери повымрут с голоду
без всяких ковчегов и пар.
Пустыня растёт на север,
а тундра – навстречу ей.
Долготы, широты и карты
уже никому ничего не скажут.
И выкосит мор половину людей,
поскольку дышать, как раньше,
у них уже не получится.
Никто не запустит воздушного змея,
ни даже складной самолётик.
Задушим же ветер к чёрту – 
ведь как же иначе, родная,
мы просидим на этой скале
всю ночь напролёт?
***
Сливаться легонько с обычностью,
потягивать кофе, сёрбая не стесняясь –
в этой свободе есть вызов,
который делает личностью.
И возникает завязь
прямо на мёртвой ветке,
колышимой лаской бризов,
и в этот самый момент
я наконец меняюсь,
что делаю крайне редко,
и чувствую терпкий вкус
одиночества.
Зодчество
каждой доли секунды –
занятие не из лёгких,
особенно, если нет
возможности мыслить проще.
И нужно доставить свет
в каждую мысль о теле,
каждую мысль о чувстве
сделать копией точной
разбомбленных оригиналов –
не в этом ли суть искусства
не-потерять-себя?
Оказываться на деле
сидящим за чашкой кофе
и думающим, что вещи
не свергнуты с пьедесталов,
а город уже бомбят,
не выжил никто в катастрофе,
и пламя сквозь ветви блещет.
Мой город

Китайцы фотографируются на фоне
неприглядного грузового судна. Хотя
чуть левее виднеется мост,
который называется Золотой.
У него есть история. Он строился много лет,
натягивать ванты приглашали французов.
Он вышел немного кривым и довольно серым,
но кажется мне красивым,
как море цвета туч, пахнущее бензином.

Я живу на сопке, и это очень близко к небу.
Иногда мне кажется, что я вышел на облако.
Летящий пух похож на медовые хлопья,
Но это сравнение так же бессильно, как слух
в попытке услышать звёзды. 
Небо трепало мне волосы.
И если не быть эстетом, то большего и не надо,
чем остановка времени, к которому ты привязан.

На рынке мы с мамой покупали тушёнку
и много разного к чаю. Зелёные, красные
кубики ржавых контейнеров в ряд
с чаем, консервами, восточными сладостями.
Миша-Мухаммед продал нам инжира и фиников.
Папа купил мне пончик с ванилью.
Пахнет резиной.
Всё, что ни хочешь,
найдёшь у вьетнамца под синим брезентом.

Был гимназист по фамилии Гоголь-Яновский,
учившийся в Нежине. Там он учил
местных высаживать сад. Камушек бросит -
куда упадёт, туда и сажай. В этом естественности
секрет. А раз города растут, может, и к ним
принцип камушка применим?

Набор моих личных пристрастий в поэзии довольно-таки тривиальный. Пушкин, Черный, Бродский, Рыжий, Быков, Павлова, Полозкова… А отвечая на вопрос, когда в последний раз приходилось декламировать публично стихи, приходится уходить воспоминаниями в студенческую самодеятельность. СТЭМ и так далее. А это более сорока лет назад – в 70-х годах прошлого века. Сейчас по случаю могу привести несколько строк во время лекций у студентов. Ну и, конечно, внуки – если считать это аудиторией.

Для участия в «Море слов» текст мной был выбран исключительно по наитию (от ред. – стихотворение Даниила Гончарова). Все мы в душе экологи-зеленые, а коль скоро автор работает в нацпарке «Земля леопарда» и, значит, участвует в сохранении прекрасных зверей, то автоматически получает преимущественные права при выборе.

Сам формат поэтических вечеров современных авторов любопытен. В нашем неизбалованном свежими форматами городе любопытен вдвойне. Что касается меня, то слушать современных поэтов пошел бы только при условии знакомства с их творчеством – кота в мешке точно покупать не стал бы.

Андрей Островский,
журналист, главный редактор «Новой газеты» во Владивостоке

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


To top
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять