Море слов владивостокской поэзии


Елена Киселева (Лена Чайка)

Фото: Иван Филимонов

«Пишу с детства, осознанно пишу год. Почему пишу – потому что могу. Люблю жонглировать словами. Молчать также очень люблю».

Комментарий составителя

Лена – поэт-трудяга. Поэт, который активно развивается: пишет стихи, издает книги, ездит на поэтические семинары, мастер-классы, проводит их сама, участвует в конкурсах. Поэтому и ее тексты так быстро меняются: «растут» и «зреют». И я очень горда, что нам удалось запечатлеть ее нынешний поэтический портрет (который завтра станет уже другим!).

Что в ее текстах подкупает меня, так это движение от смысла к словесному выражению. Это как раз про ясность мысли, о которой сказала Наталья Сергеевна Милянчук, один из членов жюри, кандидат филологических наук, популяризатор филологии:

«Для меня хорошие стихи – это те, в которых внятно и пронзительно звучит человеческий голос. Если я понимаю, чувствую, что хочет мне сказать автор, я с ним — значит, стихи хорошие. Мне не нужно, чтобы там всё было правильно написано, – мне нужно, чтоб там билась энергия – энергия боли, радости, просто жизни. Что для этого нужно? Нужно очень мало и в то же время очень много: мысли поэта должны быть ясными, а образы и слова – точными. Я рада, что в “Море слов” я встретила такие тексты».

Кира Король
***
Вода — дорога, 
Очевидно любому морскому,
Который ходит.
Напротив — Япония
И неоновые огни билбордов
На Акихабаре,
И ими бредит половина моего поколения.
Школа учила, что там — враги,
У нас военное положение,
Неподписанные бумаги
За курильские саркофаги…

А отцы в детстве возили оттуда
Чудесных кукол,
И цветочек из алого пластика,
И вкусноту…
Я говорила: «Аригато!
Пусть нас завоюет Япония,
Папа, пусть нас завоюет Япония!».

Отец улыбался и пропадал в порту.
***
На работе
Я вижу море
В окнах напротив.

Когда там разгорается ядерным алым,
И грузная бабушка Клава
Тулится между фикусом и алоэ,
И её голова седая
Превращается в панковскую прическу
В закатных бликах,
А чёлка светится над морщинами,
Я понимаю:
Сегодня закат, что надо,
И в сториз будет много счастливчиков,
Которые заманили его в смартфоны.

В темноте покачиваюсь в вагоне...
Дома ращу алоэ,
Готовлю кашпо под фикус.
***
У нас по сопкам 
Дрейфуют косяки праворульных «японок»,
Которых отправили умирать в Россию,
Потому что для той, другой нации, они – износились,
И вышел срок.

А у нас это — свежачок, 
Привезённый из-за бугра повод выпить,
У нас говорят: «Я купил новую тачку»,
Считают только пробег по РФ.
«Не распил, не крашена, не бита цивилизацией!»

Япония — не считается,
Там дороги не рваные
И бензин «небадяжный».

Может и правда есть новая жизнь,
Жизнь после
Утилизации?

Пробка уходит в небо
По улице Экипажная.
***
Азия безобразно ближе и изобильнее, чем Москва,
До которой семь часов разницы, восемь часов полета,
И билет туда стоит с десяток МРОТов,
И тебе понятней японская мода, иероглифы, курс юаня,
Чем Транссибирская линия,
Эта дантовая пропасть меж городами,
Глубиной в семь суток.

А когда выползешь на красный свет площади,
По тебе, провинциальному и нелепому,
Будут стрелять глазами,
Как будто ты — утка,

Поэтому,
Надо сразу ставить себя памятником
Архаичному, устаревшему,
Как шутка про колобка,

Но лучше не ехать и не прилетать туда
По смехотворным квотам Аэрофлота,
Лучше - в Харбин и Сеул,
В Токио и Киото,

Там ты понимаешь, там понимают тебя,
И, видя надпись «Вкусный еда у Паши»,
Ты кланяешься — «Нихао»,
А ещё знаешь «Ан-йо»
И «Коничива».
***
Когда прорастаешь у моря, море становится декорацией.
Бабушка говорит — «Рыбка моя, нырнём на Чайке?»
И это звучит не безумно, а органично.

Взрослеешь, вынимаешь рыбку острым крючком — ничего общего:
Безвольное склизкое существо, пища насущная и безмозглая
С серыми плавниками, с глазами, которые не моргают.
И я знаю, какой у них вкус в бульоне
И консистенция,
И я не хочу быть рыбкой!

Я выхожу из моря в серое полотенце,
И бабушка баю-бает «Катюшу», как мантру,
Вплетая её мне в мокрые косы, втирая в спину.
Груши и яблони расцветают по-девичьи каждое послезимье,
Руки бабушки покрываются годовыми кольцами,
Ба готовится, распускает корни в фотоальбомы,
Кается у икон.

Море из кокона льда вынимает волны,
Порхает вдоль габионовых кладок на Горностае.
Я уже взрослая, угловатая и сухая…
Бабушка в телефоне, любя, окликает «Рыбка?» — 
Не отзываюсь, прячу себя в цейтнот.

Море приходит ко мне черничными вечерами
Сквозь форточный рудимент и мокрит подушку.
Море мне шепчет о том, что случится в мае,
Море мне шепчет — я затыкаю уши!
Если не слушать, страшное не настанет,
Если не верить, страшное не накроет?

Время в отливе прячет в себя живое
И оставляет сырые камни.

Груши и яблони отцветают белёсо-нежным,
Я осторожно ступаю по лепесткам
Следом за фото
В пронзительно-чёрной рамке,
А в голове как мантра мурчит «Катюша»
Плавной мелодией на повторе…

Утром я выхожу на высокий берег,
Утром я выхожу на туманный берег
И падаю рыбкой 
В море.
***
В университете меня учили форме 
И содержанию 
Здания,
Отливали из железобетона —
Курс за курсом, 
За тонной тонну...

Я выросла незасеянной 
И огромной:
Пустой каркас,

Устойчивый к семибалльным 
Землетрясениям,
Девальвациям, 
Террористическим операциям
И иконам, 
Поющим в терновнике,

Вот только
Едва хватает на остекление
Проёмов глаз.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


To top
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять