Море слов владивостокской поэзии


Предисловие составителя

«Море слов»

В 2021 году во Владивостоке прошел поэтический конкурс «Море слов»1. Я собрала стихотворения финалистов конкурса и сопроводила подборки критическими комментариями. Премии, конкурсы, чемпионаты поэзии – важная часть современного литературного процесса, поэтому этот материал – попытка описать литературную жизнь Владивостока и Приморья и найти ответ на вопрос: а справляется ли местный поэтический с господдержкой конкурс со своей главной задачей – популяризаторской?

1 О том, как проект зародился и был реализован, читайте в Предисловии Сергея Матлина

Основной фишкой «Моря» было привлечение к участию в поэтических вечерах узнаваемых, популярных гостей: главного врача Медцентра ДВФУ Олега Пака, нынешнего главу города Константина Шестакова, журналиста Андрея Островского, художника Павла Шугурова и многих других. Это позволило организаторам существенно расширить аудиторию этих самых вечеров.

  • Проект «Море слов» реализован АНО «Центр содействия развитию молодежи Приморского края» при поддержке департамента по делам молодежи Приморского края и АНО «Центр содействия развитию молодежи Приморского края» в результате победы на краевом конкурсе проектов «Молодежь Приморья 2020».
  • Заявки на участие в проекте подали 124 молодых поэта из 18 городов и районов края.
  • В рамках реализации проекта в апреле-мае 2021 года состоялись поэтические вечера во Владивостоке, Артеме, Уссурийске и Находке.
  • В рамках вечеров были представлены стихотворения 30 лучших молодых поэтов Приморья.
  • В финале проекта были записаны видеоролики со стихотворениями 15 поэтов, которые исполнили известные люди Приморья (предприниматели, журналисты, врачи, чиновники, деятели культуры, образования).
  • Количество уникальных полных просмотров видеороликов проекта в Instagram, YouTube и соцсетях составило более 35 тысяч.

Опиум русской поэзии

Владивосток – совершенно особая литературная зона, ставшая своеобразной опиумной курильней русской поэзии. Имею в виду некоторую обособленность литпроцесса, связанную и с географической позицией края страны (критик Александр Лобычев, например, называл Дальний Восток литературной провинцией), и с близостью Азии и моря (портовая романтика как лейтмотив творчества местных художников, литераторов).

Современная литературная карта Владивостока за последние 10 лет претерпела несколько редакций. Первая – это отток поэтов в более крупные культурные центры страны. Среди самых ярких можно назвать К. Фрегер, Т.Зиму, А. Денисова, Ю. Ивженко и др. Но кроме этого наряду с благополучно здравствующими Союзами писателей и «Серой лошадью», а также непрекращающимся проектом «Чтиво», в городе выросли молодые и довольно амбициозные поэтические объединения:

  • «Класс Коррекции» – яркий представитель поэтического перфоманса;
  • «Голос Логоса», дающий слово всем желающим почитать стихи независимо от уровня их художественности;
  • «Хата» – территория безопасной подростковой поэзии без токсичной критики.

И вся эта новорожденная тусовка устремилась к микрофону, чтобы заявить о своих поэтических дарованиях миру.

Обновились и формы поэтической презентации. Помимо традиционных литературных вечеров набрали обороты и поэтический перфоманс (Владивостокская Литературная гостиная; шоу «Бумажные губы», Комсомольск-на-Амуре), и поэтические баттлы, несмотря на громкое название напоминающие больше школьные конкурсы чтецов, чем живой импровизационный словесный поединок. Но что по сей день объединяет все поэтические мероприятия – так это малая вовлеченность в них чистого зрителя. Зрителя-непоэта.

Объяснить это явление можно как нишевостью или даже аутсайдерством самой поэзии как способа существования художественного слова, так и отсутствием института литературного менеджмента в современной российской поэтической движухе вообще. Менеджментом здесь я условно обозначаю довольно широкий спектр явлений: это не только продвижение поэзии на книжном рынке с целью заработка (что является сегодня абсолютной абстракцией, к сожалению), но и способы формирования авторских репутаций: участие в литературных кураторских проектах, региональных и федеральных литературных премиях, публикации в литературных журналах. Главная цель этого, возможно, существующего только в моем сознании института – расстановка поэтических ориентиров как для читателя, так и для профессионального сообщества.

После «Моря»

Вернемся к «Морю слов». Удалось ли ему популяризаторство? Увы, публика традиционных поэтических вечеров осталась та же: поэты продолжили со сцены читать свои стихи другим поэтам.

Несмотря на это, «Море слов» решило не менее важную задачу – наладило связи между литобъединениями и их представителями, познакомило поэтов разных городов, расширив тем самым местный поэтический биом – виртуальное пространство профессионального роста, где в процессе дискуссий, обсуждений самых разных поэтических текстов рождается особая авторская позиция, самопрезентация, творческий манифест, создаются новые литературные мастерские.

Кроме того, от «Моря» у нас остались сами стихотворения, тексты поэтов из разных городов Приморья, отобранные экспертами: кандидатами филологических наук Милянчук Н.С. и Бурой М.А., профессором Дальневосточной государственной академии искусств и актером Галкиным В.Д., поэтом Якуниной Г.П.

Поэтому предлагаю взглянуть на эти тексты как на факты современного поэтического процесса, вчитаться в них, увидеть за ними их авторов – тех самых молодых и амбициозных представителей современной поэзии.

Кира Король, филолог

Предисловия организаторов

Для меня «Море слов» – это не в чистом виде проект. Прежде всего потому, что он не ограничен какими-то жесткими, как это бывает в проектах, условиями и условностями. Он постоянно меняется, почти самопроизвольно растёт и развивается. Почти как живой организм.

При этом родилось «Море слов» в 2018 году, что называется, по случаю. Точнее говоря, по двум случаям: наличию сэкономленного в рамках Центра бюджета на мероприятия и праздновавшемуся 80-летию Приморья. Случилось это по инициативе нашей с Вероникой Ларионовой (от ред. – соорганизатор проекта) тогда коллеги по Центру содействия развитию молодежи Приморского края Александры Грищук. «Море слов» той осенью прошёл как конкурс современных авторских произведений и в чистом конкурсном формате – с возрастными (он был молодёжным) и тематическими рамками, с жюри, с наградами разных степеней и с завершающей торжественной церемонией. Антисимволично или нет, но выигравшая тогда главный приз Даша Улькина сделала это со стихотворением «Понаехавшим посвящается», а организатор конкурса Саша вскоре понауехала из Владивостока в «нерезиновую». Короче говоря, «Море слов» должно было просто кануть в историю как разовая акция. Если бы в 2020 году не случился грантовый конкурс группы компаний FESCO. С названием, просто не оставляющим выбора в вопросе, какой проект туда заявлять – «Море возможностей».

В общем, в варианте «Море слов» 2.0 мы с Вероникой и присоединившейся к нам Марией Кравцовой расширили по максимуму все конкурсные границы, практически ликвидировав возрастные и тематические ограничения, сделали довольно большой образовательно-развивающий блок для участников и зафиналили проект записью видеороликов со стихами победителей и даже небольшой кампанией по продвижению их в Интернете. После чего мы как вечно рефлексирующие организаторы пришли к нескольким выводам. Первый: у нас много способных авторов. Второй: помочь им если не с профессиональным ростом, то с продвижением мы точно можем. Третий: простые конкурсные форматы в этом деле не слишком эффективны.

В итоге непродолжительных бдений (в том числе, что важно, при участии самих молодых поэтов) и размышлений и был сгенерирован проект «Море слов» образца 2021 года. В котором мало чего осталось от конкурса и много чего родилось, что называется, по ходу дела. И, кстати говоря, много чего продолжает рождаться и жить до сих пор, оживляя (это как минимум) и развивая поэтическое пространство Владивостока и Приморья.

Сама мысль привлечь к продвижению молодых поэтов успешных (известных, узнаваемых, популярных – тут ни один из терминов не будет верен на 100%, но все они в той или иной степени к месту и правильны) земляков имеет корни в другом творческом кейсе. Называется он «The drama» и уже несколько лет проводится во Владивостоке Викторией Костюкевич. Если коротко, то это чтение пьес современных драматургов с последующим обсуждением вместе со зрителями. В роли чтецов у Вики обычно выступают не профессиональные актёры, а её друзья, коллеги, студенты и даже члены семьи. Так вот, в январе 2021 года в малом зале Театра молодёжи мы с Викой «бахнули» читку пьесы Ивана Вырыпаева «Иранская конференция», в которой по ролям текст читали известные в крае люди: главный врач Медцентра ДВФУ Олег Пак, зампред Правительства края Константин Шестаков, журналист Андрей Островский, председатель Думы Надеждинского района Михаил Скобенко, уполномоченный при Губернаторе Приморского края по правам ребенка Ольга Романова, художник Павел Шугуров, директор Приморской филармонии Анна Алеко, коммерческий директор сети «Билетур» Татьяна Солодовникова… Проект имел вполне определённый успех. А если мерилом его считать сочетание таких факторов, как бюджет на реализацию в 2560 рублей и донельзя переполненный зал, то можно сказать, что успех был куда как более определённый. Но главное, что самим участникам, что называется, «вкатило» и они дружно заявили о готовности к подобным творческим авантюрам в дальнейшем. Собственно, тем самым «дальнейшим» для них и стало «Море слов».

Правда, на пути от прозы к поэзии нам пришлось существенно расширить ряды «селебрити-персон» (именно так наших чтецов чаще всего называют сами поэты). И я искренне благодарен, что откликнулись как давно и хорошо знакомые (но абсолютно по иным делам и проектам), так и не слишком известные мне ранее люди. Константин Белецкий (ведущий, шоумэн), Арест Давтян (замминистра ЖКХ), Татьяна Артемьева (пресс-секретарь кинофестиваля «Меридианы Тихого»), Анжела Кабиева (главврач поликлиники №3 Владивостока), Валерия Костина («Союз во имя добра»), Сергей Мудров («TYSA.RU»), Елена Новикова (Азиатско-Тихоокеанская школа), Алена Ницора (сеть ресторанов «Токио»), Михаил Кузнецов («Тойота» и «Лексус Центр»), Алена Гудзь (дизайнер), Елена Гуляева (художник). Особые слова признательности хотел бы сказать в адрес телеведущей Анны Шабровой. Аня настолько заинтересованно и активно влилась в «Море слов», что перевыполнила все наши планы по медийному сопровождению со стороны «ОТВ-Прим».

Пожалуй, самым частым «проектным» вопросом для меня был вопрос про отбор стихотворений. Тут, конечно же, главную роль сыграли наши эксперты. Они не только прочитали более трёх сотен работ, но и выбрали из них самые достойные для публичного воспроизведения. Конечно же, мы немного спорили при подведении итогов отбора, но всегда и довольно быстро находили разумный компромисс. Кстати говоря, о компромиссе. Знаю, что это не самая лучшая категория, которую можно использовать в оценке творчества. Но в «Море слов» нам просто невозможно было без неё обойтись. Потому что хотелось представить побольше авторов. Из как можно большего числа городов и районов края. С как можно более разнообразной тематикой работ. Максимально полно соответствующих понятию «молодые», как бы растяжимо-лояльно мы к нему ни относились в контексте поэзии.

Отдельная история – это отбор стихотворений самими чтецами. Изначально мы стояли на позиции, что люди должны читать то, что им самим нравится, и поэтому ничего навязывать им нельзя. Выбирать нашей «селебрити-двадцатке» приходилось из трёх с лишним десятков работ, отобранных экспертами, поэтому было резонное опасение, что, во-первых, будут накладки (когда одно и то же стихотворение выберут несколько человек), а во-вторых, что среди невыбранных окажутся очень достойные авторы. Признаюсь, что произошло и первое, и второе, но уровень критичности этих процессов оказался не слишком высок. По крайней мере, мы его успешно и довольно быстро преодолели без особого напряга. Чуть сложнее в этом плане, кстати, пришлось при отборе работ для видеороликов. Поскольку здесь вмешались ещё такие категории, как хронометраж и формат. Но мне кажется, что и тут мы все вместе справились с минимальными потерями для общего дела. В том смысле, что в пятнадцать снятых студией «Мегаполис-видео» роликов попали как минимум 90% самых достойных внимания участников «Море слов».

А теперь о том, что меня особо радует. О том, что формально завершившись, «Море слов» продолжает двигать поэтический мир Приморья. Многие участники проекта запустили свои собственные творческие активности разного уровня и жанра. И даже ожили те проекты, которые пребывали в анабиозе. Это можно называть как угодно: «вошли во вкус», «почувствовали уверенность в своих силах», «приревновали», но суть в другом. В том, что поэтическое сообщество (или сообщества?) стало куда как более молодым и активным.

Сергей Матлин, учредитель АНО «Центра развития молодежного творчества в Приморском крае»

Не была никогда близка к поэзии. И даже в своё юношество не писала. Но люблю работать с увлеченными людьми! Так и получилось, что окунулась в мир поэзии Владивостока и Приморского края. Это был и остаётся невероятный опыт по коммуникации и взаимодействию! А самое ценное – это люди, которые словами и рифмами рассказывают тебе о Владивостоке, о переживаниях, которые близки, о море и любви к региону.

Рада, что оказалась причастной к #МореСлов, и вместе с этим проектом получилось не только стать ближе к поэзии, но и показать молодых талантливых поэтов города и края жителям!

Ларионова Вероника, директор АНО «Центра развития молодежного творчества в Приморском крае»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


To top
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять