Подготовили для вас подборку ресурсов, где можно почитать современную поэзию. Кому-то этот список поможет «сверить часы», а кому-то, возможно, задаст ориентиры для увлекательного путешествия по извилистым тропам современного поэтического дискурса.
Примечание: список был составлен до 24.02.2022, и с тех пор некоторые из перечисленных в нем ресурсов приостановили работу на неопределенное время. О чем мы и делаем соответствующие пометки в тексте.
Сайты
Поэтические
Альманах альманахович, берущий начало в 90-х годах прошлого века. Энциклопедия русской поэзии от Абдуллаева до Юрьева. Так что, если хотите заложить в голове прочный поэтический фундамент — запасайтесь чаем и терпением, и читайте, читайте, читайте. Фан-факт: сайт для «Вавилона» делал Лебедев на заре своей карьеры.
Дитя нулевых, подхватившее вываливающееся из рук «Вавилона» отяжелевшее знамя современной поэзии и превратившее его в фантасмагорический пэчворк. Если «Вавилон» — это четко структурированный каталог, то «Полутона» — это бисерная россыпь текстов; место, где хаос и есть основа структуры.
Электронный вариант литературно-исследовательского журнала о поэзии, издаваемого с 2014 года в Ростове-на-Дону. Пожалуй, одно из самых полных и многогранных поэтических медиа: статьи, интервью, события, и, конечно, стихи.
Позиционируют себя как лит.журнал нового поколения. Так же хорош, как «Просодия», а местами даже лучше.
«Сигма» — медиа не только и не столько про современную поэзию, сколько про то, почему современная поэзия ТАКАЯ. Не стоит сразу бежать во вкладку «Поэзия» — позвольте наполнению остальных рубрик стать пустотой между строк. Ведь именно пустота определяет форму.
«Окно в Европу» (вернее, в Москву) для тех, кто не видел иных журналов, кроме «Литературного Владивостока». Мир толстых журналов хоть и кажется на первый взгляд чем-то вроде бабушкиного серванта, главные функции которого — копить память и занимать много места, но и по сей день для поэта стать хрустальной салатницей за его уютными дверками — круто и почетно.
«Греза» идентифицирует себя как микромедиа (и здесь очень хочется пошутить про микродозинг). Свою задачу «Греза» определяет как «расширение представления о поэзии, выход за предел ее понимания как языковой синхронизации с действительностью». «Чтение стихов начинается с удивления» — явная перекличка с аристотелевским «Философия начинается с удивления». Поэтому и читать это медиа бывает довольно непросто — человеческому сознанию слишком лениво сходить с проторенной дорожки. Но ведь именно за поворотом прячутся новые горизонты, не так ли?
«Греза» приостановила публикации на время военных действий в Украине, о чем нас уведомляет соответствующая плашка на сайте. Однако ее можно закрыть и посмотреть имеющиеся на сайте материалы.
Культурный проект «Флаги» в подборе текстов для публикаций стремится отказаться от дихотомий «мейнстримное/маргинальное», «социальное/метафизическое», «традиционное/новаторское», ставя во главу угла самостоятельность творческих поисков. Цель «Флагов» — дать зазвучать молодым, сильным и талантливым.
Редакция журнала приняла решение отложить публикацию последнего, 13-го, номера до прекращения военных действий в Украине. С остальными номерами можно ознакомиться на сайте.
Живая версия «Вавилона»; срез актуальной литературы; ничего лишнего/личного, только текст.
Мультилингвальный поэтический журнал, каждый номер которого посвящен конкретной стране. Стихи публикуются на языке оригинала и в переводе. Основатель и главный редактор проекта — Мария Малиновская.
Poetica фокусируется на смысловых, визуальных и эстетических открытиях, которые происходят в поле современной актуальной поэзии, оживляя монотонную репрессивность языка. Принцип отбора текстов основывается на дихотомии подлинности и свободы, граничащей с карнавальной вольностью.
Литературно-художественный альманах, единый в пяти лицах: каждый выпуск формируют 5 редакторов, действующих самостоятельно и отдельно друг от друга. Цель такой формы взаимодействия — дать многоплановый срез существующей литературной ситуации.
На главной странице крупными буквами начертано «В связи с историческим катаклизмом выпуск очередного номера считаем неуместным». Посему довольствуемся архивом.
Не только поэтические
Если вам интересна литература вообще, то обратите внимание на следующие медиа:
◾ Горький
Там много хороших статей, рецензий, обзоров и анонсов конкурсов и событий.
Телеграм-каналы
Увы, мы (снова?) вступили в ту пору, когда излишнее внимание к поэзии рискует обернуться попыткой ее уничтожения. В свете этой безрадостной перспективы Телеграм-каналы остаются едва ли последним прибежищем Слова per se.
Литературно-критический журнал, в состав которого входят более чем 10 редакторов и редакторок — достаточно молодых, но уже обозначивших свое непоследнее место в современном литпроцессе. Публикации в нем представлены в формате «стихотворение автора + комментарий редактора», причем второе иногда превосходит первое по объему и содержанию. «Метажурнал» — как раз то место, где интерпретация порой оказывается важнее и полновеснее исходного текста, а автор ни жив ни мертв.
Агрегатор новостей от редакции «Метажурнала». Если вам лень каждый день шерстить все литературные медиа в попытках узнать, что же такого старушка-поэзия снова выкинула перед смертью, то смело подписывайтесь на этот телеграм-канал — тут это будут делать за вас.
Заметки поэта Сергея Романцова о современной поэзии. В отличие от одноименного паблика ВК, тексты здесь смогут понять даже те, кто еще не преисполнился в своем познании. Кстати, у Романцова есть еще паблик ВК «современная поэзия в мемах». Хотя с нашего дальнего берега даже мемы понимаются через раз.
Описание этого канала звучит так: «стихи которые я украл и показываю в 8:30/18:30/21:30». Что, в общем-то исчерпывающе.
Частные, «камерные» тексты и визуальная поэзия, подобранная поэтом, переводчиком и литературтрегером Евгением Никитиным.
«Кромешный»: образовано в старославянском как калька с греческого «eksoteros». Исходное значение – «находящийся вне, за пределами чего-либо» (Этимологический словарь Крылова)» — гласит описание филиала «Ордена» ВКонтакте. Действительно, тексты в этом канале вызывают чувство «пронизывающего трансцендентального ветерка», перемахивания изгороди ада, речи совсем о другом». Подбирают их поэтесса Ольга Скорлупкина и, насколько знаем, поэт и критик Лев Оборин.